КРОНШТАДТ

Общая характеристика территории

Кроншта́дт — город-порт в России, расположенный на острове Котлин и прилегающих к нему более мелких островах Финского залива и дамбе. Является внутригородским муниципальным образованием города федерального значения Санкт-Петербурга.

Население — 44 тыс. человек. Зона влияния – территория агломерации с численностью населения порядка 6 млн человек. Отмечается постоянный рост туристического потока. В 2018 году Санкт-Петербург посетили около 8,5 миллионов туристов (в 2017 году — 7,5 миллионов).

Остров Котлин окружают 22 исторических фортификационных сооружения; благодаря масштабу, размещению и степени сохранности этот комплекс является объектом мирового значения.

После изменения статуса Кронштадта (город перестал быть закрытым режимным населенным пунктом), город не может определиться с вектором развития. Условий для продолжения судостроительной деятельности не создано, развитие образовательного кластера из-за удаленности от центра Санкт-Петербурга не кажется привлекательным. Многие инициативы города связаны с туризмом, и это направление представляется нам перспективным. Реконструкция фортов и запуск туристической программы позволит поднять доход всех жителей Кронштадта.

Существует постоянный интерес инвесторов к этим объектам, но до сих пор не было убедительной комплексной бизнес-модели реконструкции. Возросшая привлекательность Кронштадта для бизнеса обусловлена, в том числе и планами нового жилищного строительства на намывных территориях и создания зоны «Парк Патриот». Ведется работа над стратегией развития Кронштадта.

Реконструкция крепости

Благодаря программе «Аренда за рубль» многие объекты обрели своих хозяев. Есть отдельные коммерческие проекты, реализация которых уже началась. Форт Константин построена вейк-станция, гостиница-дебаркадер и музей маяка. Инвестиционный проект «7 форт», предполагающий создание яхт-клуба с рестораном на территории северной батареи №7. В 2017 году взят в аренду форт РИФ. Ведутся предпроектные разработки.

Цель АНО«Урбанфорт» — экспериментальным путем нащупать туристические и культурно-образовательные продукты, способные увязать в единое целое все объекты крепости. Конечным результатом ряда экспериментов должен стать бизнес-план способный заинтересовать всех участников реконструкции крепости в кооперации. 

Качественные критерии оценки, которые мы ставим перед собой:

  • Новый формат  (сейчас на рынке туризма Санкт-Петербурга присутствует очень большое разнообразие предложений, и в тоже время есть эффект насыщения пользователя  стандартными экскурсионными и событийными программами);
  • Уместность и сочетаемость с основной тематикой ( сейчас на рынке туризма Санкт-Петербурга присутствует очень большое разнообразие предложений, но мы считаем, что не все активности идут во благо сохранения культурного наследия);
  • Программа, объединяющая все, либо часть объектов в один маршрут. На сегодняшний день все объекты существуют по-отдельности. При этом программное наполнение часто дублируется. Используются одни и те же инфо-поводы и т.д. Единственное обобщающее мероприятие — морская прогулка с экскурсиями;
  • Бережное отношение к существующей инфраструктуре города. Уже сейчас (август 2020 года) есть негативный эффект от запуска пилотных продуктов одного из самых амбициозных проектов «Остров фортов». Несмотря на несомненное благо для жителей в виде парка, агрессивная реклама привела к возникновению 3-х часовых пробок на дорогах из-за наплыва туристов;
  • Включение локальных сообществ в общие с фортами проекты, для возможности развития населенных пунктов, которые находятся вблизи фортов. Сегодня местные жители либо являются потребителями продаваемых новых сервисов (парк Героев) либо работают обслуживающим персоналом на фортах, либо находятся в конфронтации с арендаторами из-за прекращения свободного доступа к «их» объектам.
  • Понятная финансовая выгода для всех арендаторов объектов.

Опираясь на эти критерии Urbanfort проводит различные мероприятия-проекты:

— создание единого инфо-офиса в СПб и инфо-павильона для рекламы крепости среди гостей города и планирования распределенного туристического потока, одной из локаций инфо-центра рассматривался «бункер адмирала Трибуца», находящийся в Петроградском районе, сохранением которого много лет занимается участник Urbanfort — Максим Мосенжник;

— проведение выставок связанного с фортификацией других стран (в расширение экспозиционной тематики). Была разработана экспозиция по Голландской фортификационной системе;

— проведение мероприятий связывающих все форты — 10-ти дневная резиденция художников со всей России с арт-десантом на островные форты (для пропаганды темы Кронштадтской крепости в России и не только среди любителей фортификации). В августе 2020 года было проведено тестовое мероприятие — пикник-пленэр на форте Риф, которое привлекло 70 человек.

— проведение совместных субботников-пикников с местным экологическим сообществом пос. Песочное (форт Ино) — эко-станция «Зеленый Лещ». Общие проекты — создание на базе «Зеленого Леща» информационного пункта кафе с навигационной информацией о форте Ино, создание эко-тропы из материалов вторичной переработки.

Объекты крепости и функциональная программа

В плане ценности объектов крепости как памятников технической мысли среди важнейших объектов можно выделить:

– форты южного фарватера Кроншлот,

– форт Александр I,

– форт Петр I,

–форт Константин Милютин,

– форты северного фарватера № 1, 4, 6,

– форт Обручев.

На котлинском берегу:

– форт Шанц,

– форт Риф,

– группа косных мортирных батарей,

– люнет Ден,

– отдельные участки главной крепостной ограды с оборонительной казармой и полубашней.

Среди не боевых сооружений крепости интерес к культурному использованию вызывают:

– «линкорские» склады,

– пороховые склады т.н. Форштадта,

– сохранившиеся остановочные пункты железнодорожной сети.

Кроме музейной функции на фортах возможна следущая функциональная программа: организация яхт-клубов и отелей, художественные резиденции, площадки арт-активности, небольшие адинистративно-офисные пространства, велостанции, пункты питания и сезонные зоны отдыха для спортсменов (кайтеров, лыжников), возможна организация периодических мероприятий, музыкальных фестивалей, исторических праздников и выставок, организация площадок для отдыха во время пеших прогулок (протяженность острова по оси запад-восток более 10 километров), оборудованные места для пикников.

Однако только комплексная функциональная программа позволит Кронштадтской крепости привлечь большое количество посетителей.

В методологии UrbanFort большая часть проектирования происходит в режиме соучастного проектирования. Поэтому очень важно на первых этапах проекта определить целевую аудиторию — на кого будет рассчитан проект и кто сможет принять участие в процессе создания программы реконструкции.