Изучая российскую практику музейной репрезентации военно-исторического материала, мы обратили внимание, что существуют два наиболее распространенных варианта музейной репрезентации: традиционные музеи и выставки военной техники. В первом случае предполагается классическое экспонирование архивных документов и предметов военного быта, а также орудий, которые возможно поместить в выставочные залы. Второй вариант – парк военной техники (с пояснениями о технических характеристиках, размещенными рядом на стендах).
Описанное сильно отличается от мировой и теперь уже российской музейной практики экспонирования искусства и научной техники. Изначально мы предположили, что специфика материала не позволяет применить иной музейный язык, однако нашли опровержения этого предположения в зарубежном опыте.
Голландский опыт создания современного рекреационно-обучающего комплекса на основе системы исторических фортификационных сооружений позволяет нам говорить о более разнообразной репрезентации военной истории. Здесь, конечно, в первую очередь речь идет не об экспозиции орудий, а об инженерно-строительных особенностях оборонительных сооружений. Предметом экспонирования становится восприятие ландшафта как природного барьера. В этом направлении мы видим обширный потенциал для работы с российскими фортификационными сооружениями. Мы считаем, что стоит рассматривать их не как отдельный оружейный склад, а как пространственный комплекс, объединенный с окружающей средой.
Возвращаясь к опыту голландской программы реконструкции фортов, мы выделяем два основных уровня защиты и музеефикации.
Первый уровень – водная гладь польдеров (По́льдер (нидерл. polder) – осушенный и возделанный низменный участок побережья. Польдеры обычно располагаются на месте низменных заболоченных морских побережий – маршей, часто ниже уровня моря, защищены от моря или других окружающих водоёмов валами, дамбами и другими гидротехническими сооружениями от затопления морскими и речными водами. Уровень грунтовых вод в польдерах регулируется дренажными устройствами, часто с машинной откачкой воды). Количество воды в польдерах – 20 см – не позволяло перемещаться ни всаднику, ни судам с глубокой посадкой. В то же время они обеспечивали широкий угол обстрела. Для сохранения военной исторической памяти этих мест было принято решение о сохранении границ и состояния этих земель. Это первый уровень музеефикации – сохранение ландшафта. Были выделены объекты охраны – «запретные зоны», «стрелковые поля» – водные зоны, запретные для строительства.
Второй уровень – сохранение архитектуры объектов с наполнением их новыми функциями. Отчасти это вполне традиционное наполнение – музеи и выставочные галереи, а также рестораны, офисы, ботанический сад. Встречаются и неожиданные подходы к музейной репрезентации – музей макета шлюзов, детский образовательный центр на плавучем плоту, звуковой тоннель со световыми инсталляциями.
Очень важным пунктом является системность и взаимоувязанность функционального наполнения отдельного объекта. Баланс различных туристических и рекреационных функций позволяет постоянно наполнять экономику проекта. Этот момент мы рассматриваем как один из важнейших в работе с российскими фортификационными комплексами.
О музейных концепциях отдельных объектов можно почитать в разделе зарубежные аналоги.