Форт Мозеде. Дания (Mosede fort). Музей посвященный войне, которой не было

История создания

Большой интерес для нас представляет опыт датской экспозиции, размещенной в форте Мозеде (Mosede Fort) и построенной на материалах войны, в которой Дания не участвовала. На это указывает название экспозиции «На грани войны – нейтралитет между войной и благосостоянием» – история Дании во время Первой мировой войны.   Этот проект обращает на себя внимание разнообразием и изобретательностью форм подачи политического и исторического материала. Зачастую в российских военных и политических музеях именно подача материала становится причиной непопулярности этих музеев для зрителя, привыкшего к медиа-развлечениям. изобретательностью форм подачи политического и исторического материала.   В 2010 году совет Греве принял решение о преобразовании форта в музей Первой мировой войны. Музей входит в состав объедения музеев Греве; создана ассоциация друзей музея, которая помогает в формировании и сохранении экспозиции. Члены ассоциации, выплачивая членские взносы, имеют льготное право посещения всех музейных мероприятий. которые происходят здесь круглый год.

История форта

Форт находится на берегу пролива Эресунн, недалеко от города Карлслунне в Дании. Строительство форта было начато в 1913 году и завершено в 1916 году. Прибрежное укрепление, частью которого является форт, было частью береговой оборонительной системы Копенгагена. Основным назначением форта было предотвращение враждебной высадки в бухте Кёге; он замыкал сорокакилометровую траншею Tune. С 1923 года форт использовался только для тренировок и учебных обстрелов. Во время немецкой оккупации в 1940-45 гг. форт был превращен в наблюдательный пункт и тюремный лагерь. С 1947 по 1970 форт использовался датской гвардией в учебных целях. С 1970 года территория форта является городским общественным парком.

Экспозиция, посвещенная быту солдат

Музейная экспозиция разделена на две части: первая связана с бытом солдат, воссозданным по фотографиям, вторая часть – это политическая и бытовая история Дании периода первой мировой войны, показанная разнообразными, иногда неожиданными и остроумными способами.   Воссозданные бытовые помещения в целом представляют собой классический краеведческий музей со специфической тематикой. Также многие помещения участвуют в тематических мероприятиях, проводимых в форте. Например, в медицинском кабинете проходит часть игры-квеста для школьников. Здесь отдыхают и лечатся «бойцы» (надо оговорить, что военизированные детские квесты и их педагогическое значение — вопрос спорный – это тема для отдельного очерка).   В воссозданной офицерской гостиной проводятся различные мероприятия; например, там состоялись историко-политические дебаты на тему политических решений Первой мировой войны с участием бывших министров иностранных дел Дании Уффе Эллеманн-Йенсена и Могенса Ликкетофта.   Интерьер частично восстановлен по архивным фото, однако реставраторы не придерживались строго исторического облика; к примеру, в помещениях форта установлены современные отопительные приборы (несмотря на то, что форт является памятником архитектуры). В качестве набивного декора стен использован герб Дании – три льва – очень показательный декоративный прием для скандинавского дизайна.   Cолдаты из 3-го берегового артиллерийского батальона, составлявшего команду батареи, были размещены в двух помещениях каземата. В то время, как солдаты казарм ночевали в койках, береговая артиллерийская бригада (военно-морские войска) спала в гамаках. В душевой размещена информация про борьбу офицеров за горячую воду для солдат и режим гигиены.

Mosedebatteri

Экспозиция, посвященная политической ситуации в Дании в период первой мировой войны

Вторая часть экспозиции посвящена политическим дилеммам Дании и решениям, принимаемым в борьбе за нейтралитет. Этот сюжет является ключевым для Дании как для страны «всеобщего благосостояния». Школьные и студенческие программы музея направлены на то, чтобы наглядно демонстрировать, какими именно шагами был достигнут нейтралитет страны.   Этот опыт, по мнению создателей музея, должен послужить в будущем датчанам для понимания текущей политической ситуации. Практически в каждой комнате расположены фотодокументы и интерактивный объект, предлагающий самостоятельный выбор наиболее подходящего политического решения.   Погружение в атмосферу начинается с помощью телефонов, которые стоят в каждой комнате. Посетители, поднимая трубку, слышат исторические агитационные программы, подобранные по тематике зала.   В зале, посвященном кризису разминирования 1914 года, находится диаграмма связей (mind map), на которой сконцентрированы сценарии возможных политических действий в 1914 г и их предполагаемые последствия.   В зале «Неравенство и революционный страх» экспозиция представлена в виде рулетки, где двумя соперничающими движениями являются социал-демократической партии и революционными движениями. В этот период Дания получила новую конституцию, которая, в том числе, предоставляла право голоса женщинам. В зале «Конституция и цензура 1915» стоит трибуна, с которой с которой посетитель в форме караоке можете произнести речь – например, обращение датских женщин в Рейхстаге.   Менее чем через две недели после принятия Конституции правительство предложило законодательно ограничить свободу прессы. В зале, посвященном цензуре, ученики могут на время стать фотожурналистами Первой мировой войны. Они должны найти источники, выбрать и расставить приоритеты, о каких событиях наиболее важно сообщать; необходимо учитывать, что цензура и слухи являются частью повседневной жизни. Можно написать статьи и даже собственную газету о событиях в Дании 1914-1918. Что должно быть на обложке? Как написать так, чтобы не повлиять на нейтралитет Дании и отношения с враждующими между собой сторонами?   Форт становится частью большой воспитательной работы с молодежью и восстанавливает логические связи между жизнью и бытом датчан в период Первой мировой и внутренними мотивами датского правительства.   Благодаря тому, что над экспозицией работают три университета и большое количество волонтеров, она регулярно обновляется, появляются новые истории и экспонаты. Форт становится живым источником знаний для будущих исследователей.

Стратегическая ценность проекта

Для нас в этом проекте важен опыт соединения нескольких практик изучения истории. Это и работа университетов,  и образовательные программы на основе артефактов. И объединение гражданских инициатив на территории форта